
Квалификация: СПЕЦИАЛИСТ ПО ТУРИЗМУ
Профиль профессионального образования: социально-экономический
Форма обучения: очная
Нормативный срок освоения ППССЗ: 2 года 10 месяцев
Туризм – временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
История туризма тесно связана с экономикой, технологией и общественной историей. Путешествия и туризм особенно развились в XX веке и оформились в современном виде в основном за счет автомобилей и самолетов с реактивными двигателями. Однако еще со времен античности путешествия совершались ради торговли, завоеваний и религиозных целей.
Менеджер может заниматься отправкой россиян в туристические поездки, чаще зарубежные или приемом иностранных граждан. В обязанности специалистов данной области входят беседы с клиентами и их консультирование по поводу выбора туров, бронирование для них авиабилетов, отелей, оформление страховки и иных необходимых документов.
Менеджер постоянно контактирует с авиакомпаниями, страховыми агентами, принимающей стороной, различными туристическими агентствами. Проводит маркетинговые исследования рынка туристических услуг и находит наиболее выгодные предложения в плане оплаты, сроков и качества работы принимающей стороны. Оперативно разрешает возникающие проблемные ситуации.
Работа менеджера, специализирующегося на реализации туров, очень похожа на деятельность менеджера по продажам. Однако у тех, кто непосредственно организует туры и сопровождает группы, она ближе к работе гида-экскурсовода. В любом случае менеджер должен располагать полной информацией о стране, в которую направляет людей, знать предпочтения своих клиентов, чтобы при отсутствии необходимых путевок предложить интересную замену. Типичный рабочий день чаще проходит в офисе на рабочем месте (за исключением тех менеджеров, которые непосредственно сопровождают группы). Менеджер общается с клиентами, ведет переговоры, работает в Интернете.
Доминирующие виды деятельности профессии «Менеджер по туризму»:
-
формирование туристического продукта: разработка туристического маршрута, выбор страны, определение городов, гостиниц и т.д.;
-
разработка экскурсионных маршрутов, определение объектов архитектуры для осмотра и др.;
-
изучение и анализ туристской индустрии (осмотр гостиниц и иных средств размещения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного назначения);
-
изучение и анализ деятельности конкурентов, предоставляющих туроператорские и турагентские услуги (проведение маркетинга);
-
продвижение и реализация туристского продукта: реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках; организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и т.д.
Способности, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности менеджера по туризму:
-
коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения и т.д.);
-
вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
-
ораторские способности (умение грамотно выражать свои мысли, умение убеждать);
-
умение слушать;
-
развитые организаторские способности;
-
умение принимать решения в неопределенных ситуациях;
-
способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;
-
способность управлять собой (способность к самоконтролю);
-
хорошее развитие словесно-логической и образной памяти;
-
хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память)
-
высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);
-
способность влиять на окружающих.
Личностные качества, интересы и склонности:
-
энергичность, эрудированность;
-
терпимость, интерес и уважение к людям;
-
оригинальность, находчивость, разносторонность;
-
артистизм;
-
наблюдательность;
-
тактичность, воспитанность;
-
стремление к саморазвитию;
-
уверенность в себе, принимаемых решениях;
-
целеустремленность, настойчивость;
-
творческое начало;
-
гибкость (умение гибко и быстро реагировать на изменения ситуации);
-
упорядоченность (стремление к порядку, технологичности и нормативности);
-
наличие развитой интуиции.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
-
отсутствие склонности к работе с людьми;
-
агрессивность, нетерпимость к людям;
-
нерешительность, замкнутость;
-
ригидность мышления (неспособность менять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);
-
низкий уровень развития или отсутствие организаторских и коммуникативных способностей;
-
отсутствие ораторских способностей;
-
неумение слушать клиента;
-
эгоизм;
-
неорганизованность, недисциплинированность;
-
узость кругозора;
-
неумение противостоять внешним факторам.
Области применения профессиональных знаний:
-
туристические агентства и туроператорские компании;
-
гостиничный и ресторанный бизнес;
-
рекламные агентства и компании;
-
образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы).